Храм Святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских    

  села Лысцево Алексинского уезда Тульской губернии  

 Размеры церковной земли с погостом составляли 3 десятины, пахотной земли 29 десятины, сенокосной 3 десятины 1000 кв. саж., неудобий 19 дес. 1922 кв. саж. Возле р. Ока имелось сенокосной 5 дес., под берегом и рекой числилось 13 дес. При церкви в 1894 году открылась школа грамоты.

 На церковной земле находилась сторожка и два деревянных дома, один из которых принадлежал церкви, второй священнику. В церковной библиотеке имелось 67 книг. Предполагают, что местная помещица в деревне Паршино на свои средства построила деревянную школу, которая в советское время служила квартирами для трех семей учителей. В середине 80-х годов XX столетия здание сгорело.

 17 августа 1907 года в Николаевской церкви села Лысцево Алексинского уезда Тульской губернии венчалась необычная для этого скромного храма пара. Он 39-летний генерал-майор свиты Его Императорского Величества Анатолий Анатольевич Рейнбот, она - вдова мануфактур-советника, почетная гражданка Зинаида Григорьевна Морозова (37 лет).

   Зинаида Григорьевна Морозова родилась в 1867 г. в Орехово-Зуево в семье купца II гильдии Григория Ефимовича Зимина. Ее отец – почетный гражданин Г.Е. Зимин – был одним из директоров товарищества «Зуевской мануфактуры И.Н. Зимина», а дядя, Сергей Иванович Зимин, член этого же товарищества, был основателем частной оперы в Москве.

Совсем юной девушкой, в семнадцать лет, по воле родителей ее обвенчали с  Сергеем Викуловичем Морозовым, племянником известного промышленника-мецената Саввы Морозова. Но этот брак не был долгим. Как говаривала сама Зинаида: «С Сергеем мы были друзьями. Он меня очень любил, но всегда говорил: "Я тебе не пара"». В ее жизни появилась страстная любовь. Независимый характер Зинаиды Григорьевны, готовность пренебречь условностями и показными правилами купеческой морали настолько увлекли 25-летнего Савву Тимофеевича Морозова, что ради нее он преступил каноны религии, благочестие старообрядцев и предложил ей стать его женой. Обе семьи были старообрядческими, и сам развод и женитьба на разведенной были восприняты ими и купечеством как немалый позор. Но 18 июня 1888 года, ожидая ребенка, Савва и Зинаида вступили в законный брак по большой любви.

Савва Тимофеевич Морозов происходил из старообрядческой купеческой семьи, был потомственным почётным гражданином Москвы. Окончив 1881 году Московскую гимназию на Покровских воротах, поступил в Московский императорский университет, который в 1887 году закончил с дипломом химика. С 1886 г. - директор Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко», которая впоследствии завоевала уйму всевозможных дипломов и медалей за отличное качество продукции.  В 1820г. Савва Морозов откупился от крепостной неволи, а в 1823г. купил у помещика Рюмина земли на правом берегу Клязьмы. Фабричная социальная политика на Морозовых была весьма разнообразной:

  • организация бесплатного медицинского обслуживания;
  • обеспечение бесплатным жильем рабочих и служащих;
  • организация социального страхования, призрение престарелых и сирот;
  • обеспечение фабричных дешевыми и качественными продуктами питания и промышленными товарами;
  • организация начального образования и профессионального обучения рабочих;
  • просветительская деятельность, приобщение рабочих к светской культуре.

Ему принадлежали хлопковые поля в Туркестане. Не было предано забвению в Товариществе Никольской мануфактуры и ремесленное образование.

В 1898 году Савва Морозов вошёл в состав Товарищества для учреждения в Москве Общедоступного театра, регулярно вносил пожертвования на строительство и развитие МХТ, заведовал его финансовой частью (1901—1904), был инициатором и председателем правления паевого товарищества по эксплуатации МХТ (1901) и строительства нового театрального здания в Камергерском переулке.

С.Т. Морозов был связан также с революционным движением. Финансировал издание социал-демократической газеты «Искра», на его средства учреждены первые большевистские легальные газеты «Новая жизнь» и «Борьба». Морозов нелегально провозил на свою фабрику запрещённую литературу и типографские шрифты, в 1905 году прятал от полиции одного из лидеров большевиков Н. Э. Баумана. Дружил с М. Горьким, был близко знаком с Л. Б. Красиным.

13 (26) мая 1905 г. в Каннах он был найден в гостиничном номере мертвым, с простреленной грудью.

После смерти Саввы Зинаида осталась богатейшей вдовой: она владела паями Никольской мануфактуры, семейного Морозовского предприятия, тремя химическими заводами на Урале, имела в собственности значительную недвижимость. В 1907 году она сделала еще одну попытку уйти от одиночества, вступив в брак с давним знакомым семьи Морозовых, генералом А.А.   Рейнботом.

 Для жениха это был второй брак. Анатолий Анатольевич Рейнбот родился 4 февраля 1868 года в семье потомственного дворянина, кадрового военного, капитана в отставке Анатолия Анатольевича Рейнбота и дочери инженера-технолога Ольги Григорьевны Неверовой. Пройдя полный курс наук в Александровском кадетском корпусе и Михайловском артиллерийском училище, Рейнбот начинает свою военную карьеру в 37-й артиллерийской бригаде в звании подпоручика. Его карьера стремительна. И вот 7 января 1906 года Анатолий Анатольевич назначается московским градоначальником с производством в чин генерал-майора. Под впечатлением событий первой русской революции правительство с 1 января 1905 года выделило Москву в специальное градоначальство, предоставив главе этого ведомства широкие административно-полицейские права. Однако 12 декабря 1907 года последовало официальное сообщение о снятии градоначальника с занимаемого поста, а в апреле 1911 года в Москве началось слушание его дела по обвинению в должностных преступлениях.

 Руки новобрачных соединила не столько любовь, сколько расчет и тщеславие: Рейнбот получал материальную стабильность, Морозова наконец-то осуществила свою старинную мечту - стать дворянкой и официально войти в высший свет. В те времена общественные разграничения соблюдались очень жестко, "в силу не только бытовых традиций, но и директив свыше". По словам князя С. А. Щербатова, "на большие официальные балы у московского генерал-губернатора вел. кн. Сергея Александровича купечество не приглашалось". В мае 1912 года Рейнбот обратился в Московское депутатское дворянское собрание с просьбой внести в родословную книгу Московской губернии его жену и выдать ей документы о дворянстве. С этого времени Зинаида, рожденная в семье павлопосадского купца второй гильдии Григория Ивановича Зимина, стала московской дворянкой.

 Скандальная отставка А.А. Рейнбота, обвиненного в казнокрадстве, больно ударила по самолюбию Зинаиды Григорьевны. А. А. Рейнбота приговорили к заключению в исправительное арестантское отделение сроком на 1 год с лишением особых прав и привилегий. Однако его окружение не теряло надежды на смягчение приговора и подсудимые были помилованы.

 Отсутствие моральных принципов в дальнейшем дало себя знать и в частной жизни и привело в конце концов к разрыву семейных уз. В 1916 году Зинаида Григорьевна решительно предложила Рейнботу покинуть дом. Есть  предположения, что он погиб на фронтах гражданской войны в 1920 году, участвуя в белом движении. Называется и другая дата смерти – 1918 год.

 Потеряв все, Зинаида Григорьевна с удивительным достоинством продолжала воспитывать детей, а затем и внука. До 1924 года она жила в Москве в Староконюшенном переулке, затем переехала в Ильинское, недалеко от Москвы. Жила за счет продажи оставшихся в ее распоряжении вещей. Только в 1930 году ей по ходатайству коллектива МХАТ была назначена небольшая пенсия.

 Умерла З.Г. Морозова в 1947 г. в Ильинском, где и была похоронена. Позднее прах ее был перезахоронен на старообрядческом Рогожском кладбище в семейном склепе Морозовых.

 В 1916 г. к приходской церкви были приписаны: с. Лысцево (имелось 3 дома и проживало  2 муж. и 2 жен.), д. Романово, д. Карпищево, д. Паршино, д. Свинская, д. Костино, д. Высокая, д. Панкино, д. Лукьяново. Общая численность прихожан составляла 606 муж. и 844 жен.

Противосектантская и противораскольническая деятельность в Тульской епархии в конце XIX начале XX вв.

 Главными органами миссионерской противорасколосектантской деятельности в Тульской Епархии состояли епархиальный миссионер, миссионер по г. Тула и уездные миссионеры.

 К началу XX века Тульская епархия не относилась (по отчетам епархиальных миссионеров) к епархиям сильно зараженных расколосектантством. События 1905 года и появление Указов о веротерпимости 1905 - 1906 гг., негативно сказались на общей обстановке в епархии - количество раскольников и сектантов стало увеличиваться и к 1909 году насчитывало до 5000 человек. Большую часть их них составляли старообрядцы.  Наибольшее количество раскольников проживало в г. Тула, Алексинском уезде (2 место), Белевском уезде (3 место), а также Каширском, Одоевском, Тульском.  Среди раскольников, по отчетам «присутствовала разобщенность и разбросанность, объясняющаяся отсутствием среди них фанатизма и особой неприязни к православным». Исключение составляли раскольники г. Тулы, которые вели замкнутую жизнь, находились во вражде с православной церковью и не имели дел с православными. «Православных священников чуждались и от бесед с ними уклонялись». Тайное сектантство существовало в Тульской Епархии в виде хлыстовщины и скопчества. Хлысты и скопцы, представляли собой особое религиозное общество, совершенно отделившееся от Православной церкви, с внешней стороны не разрывающее с ней связи. Они обыкновенно «исполняли все обряды православной церкви, ходили в храмы, исповедовались, причащались и слыли за самых благочестивых людей. Это наружное выполнение, по возможности, всех обрядов Православной Церкви и христианской жизни, употреблялось ими, как средство скрыть свою принадлежность к секте. Принадлежность к секте обнаруживалась в следующих признаках: мяса они не едят, сына не пьют, в браки не вступают, в кумовья не ходят, в деревенских увеселениях не участвуют». Количество всех раскольников и сектантов в Тульской Епархии к 1909 году насчитывалось - 2347 человек.

 Проводились беседы о происхождении раскола в селе Лысцево - приход, где проживали хлысты.

   Деятельность миссионера в те времена ограничивалась только собиранием сведений.

Общественный совет храма Святителя Николая Чудотворца п. Маяк.
Александра Калякина.  Журнал "Родина", № 8 от 2000 г.
Бесплатный хостинг uCoz